kostushin (kostushin) wrote,
kostushin
kostushin

Category:

Болонский процесс. Начало.



Высшее образование России более двух десятилетий подстраивается под европейскую систему высшего образования. Которая сама претерпевает большие изменения в рамках объединительного процесса, называемого с конца 90-х болонским.
В России это время непрерывного, настойчивого эксперимента, ознаменовавшееся: вводом двухступенчатой системы бакалавриат-магистратура и модульного принципа построения образовательных программ. Это на фоне неизменного падения качества подготоки студентов.
Чтобы представлять, что представляет собой Болонский процесс, куда с маниакальным упорством втянули России, начинаю серию постов, посвященных ему. И первый из них будет посвящен предварительной истории процесса объединения образовательных систем европейских государств. Итак...

«Болонским» принято называть процесс создания общеевропейского образовательного пространства»[1]. Базируясь на ст. 149 и 150 Договора о создании Европейского союза, рассматриваемый процесс является частью общеинтеграционных процессов в Европе, сопровождает и закрепляет их.

Разнородность национальных систем образования мешала созданию единой Европы. «Начало процесса, получившего позже название Болонского, можно отнести к середине 1970-х годов, когда Советом министров Европейского союза была принята резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования» [7].

«В 1984 году Европейская комиссия выступила с инициативой создания ряда инструментов с целью повышения мобильности человеческого капитала на европейском рынке труда»[6]. Этими инструментами явились: сеть национальных информационных центров по академическому признанию и мобильности, Европейская система перезачета кредитов, Приложение к диплому, информационная сеть EURYDICE, в рамках которой должна подготавливаться и распространяться надежная и сопоставимая информация о национальных системах образования.

В 1988 году, во время празднования 900-летия Болонского университета ректорами 250 мировых (80 европейских) ВУЗов была подписана Великая Хартия Университетов. В ней подчеркивалась особое значение университетов для создания и распространения знаний в обществе, которое обязано прикладывать значительные усилия для образования. Также сформулированы принцип автономности университетов, «свобода исследований, образования и подготовки». Университеты объявлены хранителями традиций европейского гуманизма. А мобильность студентов, преподавателей и «политика эквивалентности в области статусов, степеней, экзаменов» провозглашены основными инструментами, гарантирующими осуществление современных задач университетов [8].

7 февраля 1992 года рядом стран западной европы был подписан Маастрихтский договор, положивший начало Европейскому союзу. Он определил цель по приведению в единое соответствие различных сфер общественной жизни стран Европы.
В 1997 году появился один из основополагающих документов в сфере международного признания документов об образовании – Лиссабонская конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе.[13]

В мае 1998 года министры образования Франции, Германии, Великобритании и Италии, собравшиеся по поводу празднования 800-летнего юбилея Сорбоннского университета, подписали Сорбоннскую декларацию, «приняв обязательства способствовать созданию общей системы критериев в области высшего образования для содействия независимому признанию степеней и развитию студенческой мобильности»[6]. Эта декларация «подчеркнула центральную роль университетов в развитии европейских культурных цен¬ностей. Она обосновала создание европейской зоны высшего образования как ключевого пути развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства для общего развития Континента».[14]

Великую хартию университетов  и Сорбоннскую декларацию считают провозвестниками Болонской декларации.

18-19 июня 1999 г. в старейшем Болонском университете министры образования 29 стран Европы подписали совместное заявление – «Декларацию о европейском пространстве для высшего образования» или Болонскую декларацию, в которой были «сформулированы основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и, в конечном счете, гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы»[4].

В России внедрение двухуровневой системы академических степеней началось как эксперимент в 1992 году.
С 1994 года Россия подключилась к европейской программе Tempus, «предназначенной для оказания содействия процессу социальных и экономических преобразований в странах Центральной и Восточной Европы… Она способствует в том числе и реализации Болонского процесса.» [15]

Санкт-Петербургский университет был главным инициатором вхождения России в «Болонский процесс, что получило поддержку Министерства образования РФ и было реализовано 19 сентября 2003 года на Берлинском совещании министров образования европейских стран – участниц Болонского процесса»[3]. Там Россия пообещала к 2010-му привести свою систему образования к «общему знаменателю». [11]

В 2010 Казахстан, как центральноазиатское государство, стал 47-м полноправным участником болонского процесса.
Сейчас под ним стоят подписи представителей 49 государств.

Литература.

1. Бышевец Н.Г., Богачук Л.П. Адаптация основных положений болонского процесса в системе высшего физкультурного образвания.
http://lib.sportedu.ru/books/xxpi/2005n3/p70-76.htm


3. Колоев А. Болонский процесс: новые возможности или недообразование.  http://www.prostudentov.ru/1/4099/p0/

4. Касевич В. Б., Светлов Р. В. и др. Болонский процесс в вопросах и ответах http://www.inf.tsu.ru/webdesign/bpros.nsf/news/020920052

6. Ларионова, М.В. Формирование общеевропейского пространства высшего образования. Задачи для
    российской высшей школы. - «Вопросы образования», 2004, №4, с. 142-149.

7. Болонский процесс. http://www.vaganova.ru/page.php?id=217&pid=265
8. Великая ХАРТИЯ Европейских Университетов (Болонья, 18 сентября 1988)
11. Алиса Агранат. Голая клиника: Болонский процесс в медицинских вузах России
      http://netreforme.org/news/alisa-agranat-golaya-klinika-bolonski/
13. Декларация о Европейском пространстве для высшего образования 13 марта 2010 года
14.
Текст Болонской декларации
15. Европейское образовательное пространство: поиск новых путей сотрудничества
      http://www.jeducation.ru/4_2008/79.html


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments