kostushin (kostushin) wrote,
kostushin
kostushin

Category:

"Прощай немытая Россия": авторство Лермонтову приписано?

Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез. (Родина. 1841)

Пейзаж с двумя березами. Акварель М. Ю. Лермонтова. 1828-1832. Пейзаж села Тарханы Пензенской губернии, где прошли первые тринадцать лет его жизни.

Прощай немытая Россия
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.

Быть может, за стеной Кавказа
Укроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.

Это восьмистишие стало каноническим в смысле клеймения (выражения) ущербной сути России, её забитости и косматой дикости, необузданного цивилизацией произвола власти.

Хоть они и затасканы, стали штампом, но то-там, то-сям приводятся, как пущий довод в доказательство каких-то мнимых или подлинных грехов России, как громкий финальный аккорд. Приводятся, поскольку факт авторства Лермонтова ложится "пудовыми гирями" на весы убедительности.

Они въелись в подкорку. Когда слышишь их, то в сознании вызникает некое чувство извинения, тоски, попытки обостренного, как-бы, "ощупывания" в сознании и душе этой самой российской порочной сути.

Никто и не обращает внимания ни на убогость этих виршей: госпОд-нарОд, пашЕй-ушЕй, КавкАза-глАза. Ни на сомнительность смысла: почему народ "предан" мундирам голубым, т.е. жандармам, ведь это представители власти, чиновники. Народ должен им подчиняться, может быть им послушен, но предан не походит по смыслу. Так может написать разнузданный стихоплет. А, ведь, подразумевается, что это строки гения, которого иной раз выше Пушкина ставят и который разбирался в тончайших оттенках смысла слов и фраз.

Впечатанное в сознание общепринятое мнение не позволяет различать не то что оттенков смысла - вещи очевидные не рефлексируются. С авторством стихотворения "Прощай немытая Россия" так и произошло. Никто не замахивался на святое. Народ сжился с сущестованием этого «творения» Лермонтова, специалисты писали по нему диссертации. Первым кто осмелился - был известный охальник Вл.Бушин. "В конце 1989 года он выступил в печати («Кубань» 1989, № 10, 1991, № 5 и 9, «Слово», 1989, № 10) с утверждением, что «гнусный стишок „Прощай, немытая Россия… Быть может, за хребтом Кавказа укроюсь…“» М. Ю. Лермонтову не принадлежит". Эти статьи впоследствии были перепечатаны в газете "Дуэль" ( 1_, 2_) .

По сей день, как реакция на них, ни шатко, ни валко появляются публикации других авторов, в том числе с защитой авторства Лермонтова. Но о них потом. Сейчас о содержании статей Бушина.

Первое, что меня поразило, это вопиющая ясность появления нашего стихотворения на свет. Во-вторых, полное замалчивание этого факта, как-бы, специалистами. Судите сами.

Авторской рукописи восьмистишья нет. За полтора с лишним века она так и не обнаружена. Что, конечно, не может быть доказательством, что произведение создано не тем лицом, которому приписывается. Также, например, не сохранился автограф стихотворения Пушкина "Во глубине сибирских руд",  но, есть косвенные доказательства:

- имеется 20 источников текста - рукописных копий, в большинстве своем относящихся к пушкинской поре;
- существуют воспоминания современников об обстоятельствах создания стихов;
- известен ответ декабриста А.И. Одоевского на это поэтическое послание, и он адресован не кому-нибудь, а именно Пушкину;
- стихотворение как пушкинское опубликовано впервые спустя менее чем 20 лет после смерти поэта, и притом человеком заслуживающим полного доверия - Герценом.

Другой пример: последние 16 строк стихотворения самого Лермонтова "Смерть поэта". Автограф также не сохранился. Но:

- есть большое количество списков - 23, причем 7 из них относятся к 1837 г., а 2 даже датированы февралем и мартом этого года, то есть временем, предельно близким тому, когда стихотворение только и могло быть написано;
- известны показания друга Лермонтова - С.А. Раевского - о том, как создавалось стихотворение, есть письмо А. Меринского к библиографу П.А. Ефремову от 3 февраля 1862 г., в котором тот сообщает, что посетил поэта в день, когда были написаны эти 16 строк и, тогда же списал их с автографа;
- именно этими строками вызвано "Дело о непозволительных стихах, написанных корнетом лейб-гвардии гусарского полка Лермонтовым", в результате чего поэт был сослан;
- стихотворение впервые опубликовано все целиком, вместе с пламенной концовкой тоже сравнительно скоро после смерти поэта, спустя лишь 15 лет, и тем же самым Герценом.

А теперь по "Прощай немытая Россия":
- известно лишь 2 его рукописных текста, выполненных к тому же одним и тем человеком - П.И. Бартеневым (т.е. выполненных рукой Бартенева). Первый текст - первая письменная весть о стихотворении - относится к 1873 г., второй текст - к 1876-77. К тому времени со дня гибели поэта прошло более 30 лет. (о Бартеневе см. Примечание ниже);
- неизвестен год и, соответственно, неясны обстоятельства появления: одни исследователи говорят, что восьмистишие написано в 41-м году. Другие - в 40-м, а третьи - что в 37-м? Во всех случаях обстоятельства были бы совершенно разные;
- никаких показаний современников о создании стихотворения нет, как нет и достоверных свидетельств о его распространении в 37-м, 40-м или 41-м годах.
- первую публикацию восьмистишия предпринял П.А. Висковатов в 1887 г., а затем и в 1889-м, - после смерти поэта через 46-48 лет!

Представлю эти результаты в виде таблицы.



Примечание. Недоверие Бартеневу вызвано, в том числе, тем фактом, что перед "обнаружением" "Прощай немытая Россия" он уже дважды (!) был уличен в попытке выдать неизвестные стихи за стихи Лермонтова.

В продолжении расскажу о развитии сюжета после публикации статей Бушиным.



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments