kostushin (kostushin) wrote,
kostushin
kostushin

азербайджанцы и армяне: война против ... России


Баку. Школа 221.  Выпускнини 1 класса. 1983 год.

Опять взаимная ненависть азербайджанцев и армян прорвалась в Карабахе.
Но ведь так не было до перестройки. Моя семья жила с начала 70-х на Зыхе, большом пригородном бакинском поселке, где находилось военно-морское училище Кирова.
По словам матери, разницы людей в национальностях никто не замечал: осетины, азербайджанцы, русские, армяне составляли одну дружную семью. За 11 лет прожитых там с 1973 по 1984 родители не разу не столкнулись ни с одни примером вражды. Хотя по рассказам тети Дуси, у которой семья снимала комнату и которая жидла в Баку с начала 30-х, в те годы в Баку была резня армян азербайджанцами. Потом, получается, смогли это погасить.

Я сам хорошо помню конец 70-х, начало 80-х: ясли, дет.сад, начальная школа. Коллективы в них всюду были многонациональные и единые, в моем ощущении. Начали формироваться они с детсада, где не было отверженных и обделенных ни по какому признаку. Оттуда они плавно перетекли в школу, так, что ни связи дружеские не разрушились, ни взаимного понимания дети не утратили. Я сидел за одной партой с армянкой Ингой. Моим товарищем был армянин Геворг. В классе были и азербайджанцы, хотя их меньшинство было, поселок, все-таки, военный.

Идиллия была разрушена в феврале 88, во время погромов в Сумгаите - словно кто-то выпустил из под спуда духов ненависти и разрушения. Для советских людей, те события оказались ледяным душем, шок от которого не закалил, а ослабил организм советского народа: крах картины мира, страх, растерянность, мгновенное разделение в сознании людей на своих и чужых. Можно предположить, что все это стало одной из причин, что позднесоветские люди замкнулись в своем коконе, из которого с таким трудом выбираются ныне в настоящую жизнь.

А жизнь не оставляет времени на раскачивание, поскольку, скорее всего, нынешнее обострение, это не просто очредные всполохи того темного перестроечного огня, а чудовищная ворожба штатовских колдунов, имеющая цель втянуть Россию, создать для нее еще один очаг войны. Тогда России выбора только 2: сворачивать свое присутствие в регионе, с последствиями похуже краха Сирии или закрепляться там. Но тогда надо предъявить обоим сторонам образ некого будущего, гарантирующего мир и, какое-никакое, развитие. Т.е. гарантом, удерживающим мир, придется быть русским людям непосредственно. В этом отличие ситуации от сирийской, которая (Сирия) далеко.

Что может скрепить два народа, неоднократно уродовавшего друг друга: уж точно не общая национальная идея. Очевидно, только наднациональная идея. Выбор которых-то невелик в нашем мире: западное постчеловечество с его извращениями, возведенными в правило, халифат с его новым средневековьем. Причем, оба мира будут лишены гуманизма.

А третим остается задействование советского опыта. В нем, с одной стороны, личность воспитывалась в нормах определенной прядочности, вполне совместимой и с мусульманским и с христианским представлениями, а, во-вторых, обеспечивалось, провозглашалось совершенствование всестронних качеств этой личности. Конечно, придется корректировать советский проект, например, в направлении сохранения больших особенностей для представителей народов.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 285 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →