kostushin (kostushin) wrote,
kostushin
kostushin

Category:

Ядовитый отвар безнадеги перестроечной попсы



Понял я главное, как мне кажется, свойство перестроечной попсы, которое задает её пульс, характер. А дело в том, что интереса ради переслушиваю тогдашние песни, вспомнить, что там пелось. А пелось мнооого. Много и по большей части как под копирку созданное - но не это важно.

А важно понять на что они тебя направляют, когда ты их слушаешь и слушаешь - проникаешься, так сказать. Но сразу этого не выудить. А потом раз - и торкнет...

Так вот, переслушав десятки альбомов, попалась в какой-то момент популярная тогда группа «Анонс» и её альбом 1990 «Интердевочка». Его песни, это когда вокалист нарочито пришиблинным голосом, под тошнотворно бодрящий ритм, поет про ...эээ... разные проявления слома отношений между мужчиной и женщиной. И когда пронизано это полной безнадегой. Но не это является моим главным выводом. О нем ниже. А пока скажу, что та безнадега и уныние вообще свойство всей перестроечной попсы.

Скажем, те же «Белые розы»:
https://www.youtube.com/watch?v=BPsRX7m6CX4

Белые розы, белые розы,
Беззащитны шипы,
Что с вами сделали снег и морозы,
Лёд витрин голубых.
Люди украсят вами свой праздник
Лишь на несколько дней
И оставляют вас умирать
На белом холодном окне..

Просто таки сопки, покрытые зарослями колючей печали, оставляет после себя эта песня.

Или возьмем другой шедевр той эпохи:
Маша Распутина «Отпустите меня в Гималаи»
https://www.youtube.com/watch?v=XcP6X6J3oAM
Несмотря, что песня производит впечатление разбитной, а реально она о том, что все достало и пропади оно пропадом.

Или вот, навскидку: альбом «Фристайл» 89 -  Прощай Навеки, Последняя Любовь. Название не обманывает: буквально все его песни про разлад,  потерянность, прощание, разбитые мечты, непреодолимость преграды, уныние, и, наконец, про ноющую, бессильную мольбу. Одна из песен - «Я верю» - внушала надежду на то, что её лирический герой проявил дух. Но... Помимо какой-то лабуды, в которую оно верит, главное то, что музыка и пение вызывают ощущение, что это какое-то умертвие поет про веру в жизнь. (Вера, вообще, во время Перестройки могла быть только «маленькой»)

Сюда же и «Яблоки на снегу» Муромова http://silver-slider.livejournal.com/1558287.html ,
которые
Медленно замерзают...
Ты им еще поможешь, я уже не могу..

А вот кого точно весело слушать, так это «Дюну»: «Страна Лимония». Но это уже заря другой эпохи. Не случайно же «Дюна» была в 90-е любимой бандитами группой, она, очевидно, выражала своим творчеством новый соответствующий оптимизм.
Кстати, «Комбинация» судя по всему тоже отразила переход к этой новой эпохе. Песня «Бухгалтер» (1991):
...Мне надоело петь про эту заграницу
надену валенки да красное пальто,
пойду проведаю любимую столицу...
...
Опять же в раннероссийском клипе «Комбинации» бухгалтер трется среди бандитов.

Но вернемся к перестроечной попсе. Она не выражала жизненного оптимизма, она просто вывернула на изнанку таковой у советских песен.

«Крепко за баранку держись шофер»:
Не страшны тебе ни дождь, ни слякоть...
Радостно встречать тебя с маленьким сыном ... и т.д.
https://www.youtube.com/watch?v=5-8lPhloJfg

В перестроечной попсе герой постоянно сталкивается с лишенными благости ситуациями. А что в таких случаях он будет делать: либо преодолевать их, либо смиряться. Здесь нам и понадобится песня «Люблю и ненавижу» Анонса. Она как-бы венчает весь альбом и речь в ней идет о том как герой влюбился сильно-сильно. Но дальше произошло почти как у Высоцкого: «понял я, что в милиции делала моя с первого взгляда любовь». В общем, преграда встала на пути героя. Вот группа Анонс и могла бы нам спеть о том, как он её преодолевает. Тем более, что преодоление является одной из главных тем всей мировой литературы. Но группа Анонс поет наоборот: как герой сам «падает».

Как-то мама рассказала, что в её молодости жил в её дворе парень. Когда тот женился и у него родился сын, то сказал, что один сын, это еще не сын. Когда родился второй, то сказал, что два сына, это пол сына. А когда третий родился, тогда он сказал, что вот теперь это сын. Также и позднесоветской попсой: примитивная музыка, еще не беда, когда к ней добавляется примитивный текст, это полбеды, но когда к этому добавилось запрет на преодоление  - стала беда полная.

Ведь в чем смысл той песни Анонса: в запрете на преодоление обстоятельств, на восхождение человека. Даже дюбовь не может преодолеть обстоятельств. Она проигрывает. И чтобы было нагляднее приведу в качестве примера песню Сергея Крылова «Девочка моя». Где явлено именно преодоление обстоятельств. Я другого такого примера не припомню.
...
Девочка, волнуясь, села на карниз
И с ужасным криком сорвалася вниз,
Так соединились детские сердца,
Так узнала мама моего отца.
...

Не важно что за ситуация здесь показана, главное герои преодолели преграду. Хотя калечить себя, конечно, необязательно.

 А что такое преодоление - это есть жизнь, развитие, превращение мечты (сказки) в быль. А наоборот, соответственно, означает гибель мечты, смерть или какую-то странную жизнь. Именно это и закладывалось в несознанку людям.

Вот, собственно, и все. Весь этот дуст перестроечной и раннесовесткой попсы добрых лет десять неограниченно осыпался на головы людей. При этом эпоха песен «бандитского» оптимизма закончилась где-нибудь году к 1995. По моей памяти, тогда уже вовсю стали перепевать старые советские песни, которые раскрыли некое подобие защитного зонтика от первых. В этом времени мы и живем до сих пор.
------------------
P.S. Кстати, доперестроечный советский рок, профессиональный, т.е. признанный, но не лакированный, не вышедший в тираж, что называется, не ставший официозом - лишен указанного недостатка позднесоветской попсы и у него есть определенная живинка.
Диалог 83 - Для тебя! https://myzuka.me/Song/3452434/Dialog-Feya-U-Fontana


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments