kostushin (kostushin) wrote,
kostushin
kostushin

Category:

Цель: вернуть лица работающих на фотографии



Человек с древнейших времен увековечивал себя в искусстве. Наскальные рисунки свидетельствуют об этом. Т.е. уже тогда у общества была потребность окружить себя слоем искусственной (от слова искусство) реальности, где отображались бы сами люди в разных ролях взаимодействия с окружающим миром. Несомненно, что эта новая реальность одновременно и воздействовала на сознание людей, т.е. формировала взгляд на мир.

                                                                       Фотографирование доступно всем

20 век сделал возможность создания такой реальности широкодоступной - посредством фотографирования. Причем, люди (особенно их лица) и здесь являются главными целями фотоохоты, а окружающий мир дает для неё обильную пищу. Лица спортсменов в момент накала борьбы, поцелуй влюбленных, забавные гримасы детей и особое обаяние в лице стариков, актерская мимика и красноречивая солдат в бою, просто выхваченный из толпы случайный взгляд - всех ситуаций не перечесть.

Удачным же считается кадр, на котором лицо выразительно. Т.е. когда оно хорошо выражает некоторое актуальное внутреннее состояние человека. Если выбросим отсюда физиологические реакции и рефлексы, то можно смело сказать, что выражение лица есть производная от духовного мира человека - реакция последнего на воздействие внешнего мира. Или по-другому, это «излучение» этого духового мира в ответ на некоторое падающее внешнее «излучение». Вспомните как говорят, что лицо «светится» (от счастья, например).

А что значит выразительность чьего-то лица для стороннего наблюдателя? А то, что он начнет испытывать воздействие. Т.е. будет происходить то, ради чего творят авторы и в скульптуре, и в портретном искусстве - оказать влияние на зрителя не сводимое к эстетическому, а настолько глубокое, чтобы преобразовать личность последнего. С учетом этого можно сказать, что выразительное лицо в исскустве (в фотографии, например), есть хороший проводник в мир некоторых внешних посылов.

                                                                                      Есть цензура?

В наше время фотопродукции столько, что можно бы говорить о всестороннем охвате ею всех сфер жизни, если бы не одна, которую, как кажется, обходят вниманием.

Как-то, в конце августа увидел в Москве в ГУМе небольшую фотовыставку, посвященную строительству Крымского моста. Два десятка больших фотографий на стендах показывали будни этой стройки.







Стройка сама по себе архизначима для страны и, явно, носит характер ударной при соответствующем внимании со стороны общества. Поэтому выставка особого удивления не вызвало, и может запала бы в память только местом проведения, не обрати я внимания на один факт. А именно, почти полное отсутствие людей на фотографиях: они был на 3-х из двух десятков, и лишь на одной можно было увидеть лицо. Эта странная опустелость вызвала в душе противоречие с ощущением некой всенародности строительства. Поэтому я задался вопросами: «Отчего же такая скудость, фотографии лиц работающих стали противны фотографам или тем кто организует выставки?».

                                                            Уподобление античным героям

Ведь, в нашем обществе была значительная традиция запечатления людей на производстве. В фотохронике, скажем, 20-х -- 30-х годов это едва ли не главная тема:

https://aloban75.livejournal.com/3550901.html
http://life.zp.ua/category/zaporozhe-old-new/dneproges-build
http://retronaut.ru/mesta/stroitelstvo-magnitki-1931-god.html
http://photo.may9.ru/search/25/81138.html?country_id=11343&order=asc

Интересно, что сегодня те, кто отстаивает время Индустриализации от нападок, упирают на тогдашний рост промышленности, при этом подвиг людей остается, как-бы, за кадром. В то же время, их противники с упрямостью осла твердят про крестную муку, которую во время оное принял на себя народ: «рабы», «рабы» строили, пАнимаешь (©Ельцин). Этих лжезаступников гораздо меньше, но справиться с ними до конца не выходит. Не по причине ли того, что у них внимание к человеку, хоть и фальшивое, но в центре? И не в первостепенном ли внимании к человеку (а не только к показателям) - залог побед Индустриализации? Очевидно в тот момент задача, поставленная Октябрьской Революцией -- создания нового человека -- получила практическую цель в виде освоения массми техники во всех её видах.

На фотографиях времен Индустриализации лица работающих людей в изобилии, в центре внимания. Ни одна её стройка не обходится без того чтобы не воспеть труд её участников. Агитпроп уделяет этому большое внимание. Как он представлял людей на фотографиях? Чтобы дать короткую характеристику этому, вспомним куплет из песни, которую иной раз считают неформальным гимном, «Широка страна моя родная»:

От Москвы до самых до окраин,
С южных гор до северных морей,
Человек проходит как хозяин
Необъятной Родины своей…

Стержневое слово здесь - хозяин. Именно такое чувство прививалось гражданам СССР. Не важно в какой степени это было достигнуто, главное советский человек должен был ощущать себя так. Соответственно, все что выходило из Агитпропа должно было вторить этому. Т.е. на фото изображены представители рабочего класса, который был назван Революций хозяином заводов. И разве их вид не соответствует такому качеству? Как выглядят хозяин-буржуа мы знаем, как выглядит хозяин-аристократ мы тоже знаем. Как выглядит представитель народа-хозяина мир не знал до советской эпохи.













Какие же черты мы можем усмотреть в их облике. Говоря в целом, это физическое и духовное здоровье. Деловитость, осмысленность, достоинство и определенное благородство, рабочая удаль в конце-концов - ни дать ни взять античные герои. Уж точно сильные люди, выставляя которых вперед в сталинском СССР формировали «правду жизни», как выражался персонаж одного известного фильма. А если это правда, то хочешь - не хочешь, а её надо воспроизводить, т.е. тянуться вверх, развивая в себе такие же черты.

                                                                              Обезличенные

Возможно это понимают современные хозяева жизни, заводов в том числе. Посмотрите с какой изобретательностью и старательностью убраны лица людей из виртуальной экскурсии по заводу General Motors в Петербурге. http://fishki.net/auto/1452664-jekskursija-po-zavodu-general-motors-v-sankt-peterburge.html  То кепкой прикрыты, то замылины, то срезано поллица, то вполоборота, то в маске - страсть как боятся показать лицо рабочего за работой. Они должны быть частью технического оснащения (персонал же технический) - и не более.

Очевидно именно в выражении лица кроется секрет его воздействия. Подбирая его определенным образом можно добиться того, что, например, завод начнет увязываться в сознании стороннего наблюдателя с работающими на нем людьми, а не владельцами. А отсюда уже недалеко и до более глобальных мыслей у этих наблюдателей, об освобожденном труде, например. Вот этого-то и не хотят допустить. Поэтому и появляются фотографии подобные нижеследующей. Изображен там вполне милый, добродушный человек и наверно хороший специалист. Но он точно не герой. Герои ведь должны побеждать: какие-то силы или обстоятельства. А этот человек должен радовать, а не напрягать окружающих и хозяев жизни прежде всего.




P.S.
Один из редчайших современных примеров, когда работающий человек не только красив, одухотворен, но представлен и полновластным хозяином своего дела.
https://www.youtube.com/watch?time_continue=212&v=eTUJpa-Kyv8



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment